Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. По утверждению Л.С. Выготского, именно творческая деятельность «делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Так, в соответствии с п.3.2.5. ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является «построение вариативного развивающего образования… через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества [20].
Установлено, что творческие способности - это результат освоения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального и т.д.) [2].
Творчество, в свою очередь, это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей [2]. Как показывают исследования, творчество может стимулироваться в различных видах деятельности. Учеными доказана прямая связь между характером двигательной деятельности и развитием творчества у детей [5]. Именно психомоторные способности помогают проявляться двигательному творчеству, т.е. быстрому и точному выполнению разных двигательных упражнений, способствующих успешной реализации ребенка в разных видах деятельности, в том числе и творческой [12]. Таким образом, для решения задач, которые предусматривает стандарт дошкольного образования, возникает необходимость целенаправленного развития творческих процессов в деятельности детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у дошкольников
1.1. Понятие и особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой период, в который происходит формирование личности, чувственное познание мира, развивается речь, память, мышление и воображение. Дети активно фантазируют. Реальная картина мира часто переплетается с вымышленной. Это дает начало для развития элементов абстрактного мышления и логики, без чего невозможно творчество.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказывают необходимость формирования творческой личности с дошкольного возраста. Развитие творческих способностей предполагает умение нестандартно мыслить, находить эффективные способы решения жизненных проблем, поэтому педагогам и родителям необходимо понимать, что формирование и развитие творческих умений и способностей следует начитать как можно раньше.
Анализ научных работ по данной теме показывает, что проблема развития творческих способностей неоднократно выступала предметом изучения. Например, Л.С. Выготский [3] и Я.А. Пономарев [14] изучали механизм творческого процесса, условия развития способностей и их виды. В. Бехтерев, исследуя вопрос детского творчества, отмечал, что оно характеризуется не только относительной свободой и легкостью, с которой дети охотно работают, но и определенной мотивацией и условиями воспитания, влиянием внешней среды.
Исследованием проблемы развития творческих способностей детей занимались многие ученые, такие как: А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, Б. М. Теплов, Э. П. Торренс и др. Однако, несмотря на значительный интерес ученых к вопросам развития творческих способностей детей, проблема является по-прежнему актуальной.
Дж. Гилфорд выделил следующие показатели творческих способностей: оригинальность мышления, беглость, гибкость, восприимчивость [8, с. 51].
Анализ литературы о развитии у детей дошкольников творческих способностей представил их многофункциональность. Например, в исследованиях О. М. Дьяченко описываются следующие функции: гностически эвристическая функция, прогностическая или антиципирующая функция, коммуникативная функция, защитная функция. О. М. Попова выделила этическую и терапевтическую функции, творчество весьма распространено в клиниках, больницах, в психологической среде, как средство реабилитации. Н. Н. Палагина выделила познавательно-коммуникативную функцию.
Возраст до 7 лет является достаточно благоприятным периодом для развития творческих способностей. Изучив этапы формирования творческой деятельности, можно сделать вывод, что она возникает у детей на 2-м году жизни и сначала носит характер манипуляций. Именно в дошкольном возрасте можно проследить появление важных для формирования творческих способностей новообразования. К ним можно отнести: память, внимание, восприятие и самое главное - воображение, которое становятся произвольными и опосредованными уже в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет). В этот период происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному, это создает основу для развития творческого воображения, которое соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий.
1.2. Роль подвижных игр в развитии творчества у дошкольников
Начиная говорить о влиянии игры на детей старшего дошкольного возраста, предлагаем обратиться к определению игры, даваемой в различных источниках.
Понятие игры и игровой деятельности рассматривается в различных отраслях гуманитарного знания - культурологии, философии, педагогике, психологии, лингвистике. Все они акцентируют внимание на различных, порой противоположных, вопросах феномена игры, которые позволяют в целом рассмотреть проблему игровой деятельности и говорить о том, что понятие игры является междисциплинарным. Таким образом, игра по своей сути является собирательным, многомерным понятием, с помощью которого обозначаются различные виды человеческой активности.
Каждый, кто знаком с психологией и педагогикой, знает, какие большие потенциальные возможности таит в себе игра. Игра помогает не только приобретать человеку определенный социальный опыт, нормы поведения и морали, но и решать определенные социальные проблемы. Более того, игра выполняет в обществе множество функций: методологическую, познавательную, развивающую, гедонистическую, компенсаторную, коммуникативную, идентификационную, нормативную или социализирующую, креативную и символическую.
Игра и игровая деятельность — различные понятия, хотя в психолого-педагогической литературе часто можно встретить их идентичное толкование и использование в качестве синонимов (Н. Л. Потанина, Л. Т. Ретюнских, А. С. Шаров). Игра — социокультурный феномен, возникший на заре становления сознания и общества, существенно меняющийся в зависимости от материального и духовного уровня развития человечества (М. М. Бахтин, К. Бюлер, А. Валлон, Х. Ортега-и-Гассет, Г. В. Плеханов, Й. Хейзинга и др). С точки зрения философии и культурологии она рассматривается как неотъемлемая часть жизни человека, фактор, формируемый культурой и формирующий культуру. Понимание игры как способа человеческого существования приводит к новому осмыслению сущности человека, который представляется как «человек-игрок». В контексте такого понимания игры она сама является важнейшей целью и смыслом человеческой жизни, а не средством достижения какой-либо значимой цели [21, с. 307].
Глава 2. Исследование возможностей использования подвижных игр в развитии творчества у старших дошкольников
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
На констатирующем этапе опытно-поисковой работы мы выявляли уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня развития творческих способностей мы использовали критерии, разработанные Д. Лефбриджом: продуктивность, гибкость, оригинальность, воображение. Данные критерии мы выбрали на основании того, что дети с развитыми творческими способностями работают более продуктивно, они предпочитают изменять что-либо, не придерживаясь конкретного варианта развития событий. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Воображение и оригинальность являются основой творчества, вокруг которого задействованы другие психические процессы.
К каждому критерию мы подобрали методики, основываясь на работах О.М. Дьяченко, Н.Я. Михайленко, А.Н. Короткова и Е.П. Торренса. Основываясь на критериях, нами были выделены три уровня развития творческих способностей: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (10-12 баллов) - Ребенок в выполнении заданий проявляет самостоятельность и своеобразие; может предложить разнообразные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому развитию сюжета. Способен детализировано передать оригинальную идею.
Средний уровень (9-7 баллов) - Ребенок испытывает трудности в создании сюжета по теме; предлагает замысел из известного произведения, но не всегда готов принять новую идею. С помощью воспитателя воссоздает замысел в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и оригинальность в выполнении заданий.
2.2. Методы и приемы развития творчества у старших дошкольников в подвижной игре
Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.
Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой - развивает его способности и творческую деятельность.
Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих, являются «законом».
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры не должно быть сухим, ситуативным. Оно должно быть образным, лаконичным, максимально вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; будить мысль и чувства.
Заключение
В результате проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Подвижные игры являются важным средством воспитания дошкольников. Если их правильно подобрать, то они помогают организму дошкольников гармонично развиваться. Благодаря разнообразным движениям и игровым действиям, подвижные игры оказывают эффективное влияние на деятельность, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма, возбуждающе действуют на аппетит и благотворно влияют на сон сну, благотворно влияют на развития творческих способностей дошкольников.
Использование разнообразных комбинаций движений в физических упражнениях не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. Важно, чтобы дети в игре стремились к наслаждению физическими упражнениями, которые способны дать интенсивные мышечные усилия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдульменова, З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа № 11, 2003. С.11
2. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: Учебное электронное текстовое издание / А.С. Воронин. – Екатеринбург, 2006. – 135 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Просвещение, 2011. 124 с.
4. Выготский, Л.C. Психология искусства / JI. С. Выготский. – М.: Директ – Медиа, 2014. – 578 с.
5. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. – М.: Владлс, 1999
6. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. – Смоленск, 2014. – 153 с.
7. Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. Вып. 51. С. 246-256.
8. Катханова, Ю. Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности: монография / Ю. Ф. Катханова. — Чебоксары: ИД «Среда», 2018. — 140 с.
9. Комарова Т.С. О развитии способности к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2010. № 6. С. 44-52.
10. Кудрявцев, В.Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельников // Дошкольное воспитание. – 2013. № 9, С. 52-59, № 10 С. 62-69.
11. Лесгафт, П.Ф., Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Юрайт, 2017. – 375 с
12. Лескова, Г.В. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г.В. Лескова, Н.А. Ноткина // Дошкольное воспитание. – 1989. № 10
13. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб.пособие. – М., 2011. С.83
14. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. Москва, 2000. 351 с.
15. Прищепа, С. Развитие творчества в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО. – Дошкольное воспитание – 2018, №11, С.44-50
16. Стародубцева, И.В. Оптимизация умственного развития в условиях физкультурной деятельности: учеб. пособие // И.В. Стародубцева. -Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2010. – 124 с.
17. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. образования / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2014. – 368 с
18. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.02. Санкт-Петербург, 2004. 22 с.
19. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — Москва: Академия, 2012. — 272 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Ф№1155 от 17 октября 2013 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/6261
21. Шерешик Н. Н. К вопросу о психологической структуре игровой деятельности // Научный потенциал. — 2019. — № 4. — URL: https://np-journal. ru/articles/shereshik-natalia-nikolaevna
22. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 228 с.
23. Lupua, E. Study regarding the impact of motion games in the intellectualmotric development of preschool children. Procedia - Social and Behavioral Sciences 30 (2011) 1209 – 1214